Тема. Возрастные особенности школьников. ^ Цель - Пояснительная записка. Методическое пособие по педагогике задумывалось...

Тема. Возрастные особенности школьников.

^ Цель. Учиться выбирать информацию из разных источников в соответствии с предложенным планом.

Результат. Краткая информация об особенностях выбранного возраста в записях.

Рекомендации. При составлении характеристики придерживайтесь плана.

1) общая характеристика школьника (что для данного возраста характерно),

2) психолого-педагогические доминанты развития (изменение социального статуса, перестройка в деятельности, наиболее характерные особенности),

3) ведущая педагогическая идея в работе с выбранным возрастом.


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


^ Практическая работа.


Тема. Проектирование базовой модели учителя физкультуры.

Цель. Учиться составлять «портрет» современного учителя физической культуры.

Результат. Защита «портрета».

Методические рекомендации:

*работать можно как в группе от 2 до 7 человек, так и индивидуально.

*за основу предлагается взять следующие направления:

- требования к умениям, навыками, способами деятельности (межличностные отношения, деятельность, информационные роли);

-объекты освоения в процессе подготовки т.е.структура культуры специалиста(мышление, эмоционально- волевые проявления, способы деятельности и поведения, знания, опыт, традиции);

-требования к личностным качествам педагога (психологические, мыслительные, поведенческие).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


^ Самостоятельная работа.


Тема. Обобщенный портрет школьника выбранного возраста и определение ведущей педагогической идеи в работе с этим возрастом.

Цель. Учиться переносу теоретических знаний в новую учебную ситуацию.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


^ Тестовый контроль по теме.

Вариант № 1

1.Инструкция. Установите соответствие понятий.

А. своеобразие психологии личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента, характера в эмоциональной, интеллектуальной сферах, потребностях и способностях человека.

^ Б.Человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию.

В.Человек как целостный, неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами.

Г.Живое существо, обладающее даром мышления, речи, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими, единство физического, природного, социального, наследственного и приобретенного.

Ответ. Человек________, Индивид________, Личность_______, Индивидуальность________.


2.Инструкция. Дополните понятие.

1.Движущие силы процесса развития – это __________________________________

2.Обстаятельство от которых зависит развитие, обстановка в которой происходит развитие ребенка – это ___________________________________________

3.Сложный деятельный и противоречивый процесс, в котором в полной мере реализуются всеобщие законы _________________________________________________

4.Передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей понимается как ____________________________________________________________.


3.Инструкция. Выделите, какие качества передаются от родителей детям.

1.Способы мышления, особенности интеллектуальной деятельности.

2.Черты характера.

3.Способность к различным видам деятельности.

4.Тип нервной системы, темперамент.

5.Социальный опыт.

6.Задатки, служащие основой для развития индивидуальных способностей человека.

7.Нравственные качества.

8.Жесткость, алчность, агрессивность, лень.

9.Цвет глаз, цвет кожи, группа крови, резус – фактор.

Ответ: _____________________________________________________


Вариант №2

1.Инструкция. Установите соответствия понятий.

А.Материально – бытовые условия жизни человека, его ближайшее социальное окружение.

Б.Окружение человека общественное, материальное, духовные условия его существования, формирования и деятельности.

^ В.Объекты, явления, отношения больших групп людей, проживающих в разных странах.

Г. Условия и обстоятельства жизнедеятельности человека и социальной группы, к которой он принадлежит в данном человеческом обществе.

Ответ: 1.Социальная среда _________,2. Макрофакторы ________________

3.Мезофакторы ___________, 4Микрофакторы ____________________.


2.Инструкция. Укажите возрастной период каждой стадии (по классификации Л.С.Выготского).

1.От ______________________________________- стадия развития природных психических процессов.

2.От ______________________________________ - стадия развития простейших культурных психических функций.

3.От ______________________________________ - стадия развития высших культурных психических функций.


3.Инструкция. Допишите понятия.

1.Кризис – это _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Интериоризация - ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Деятельность - _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4.Инструкция. Выделите вариант ответов: обязательно ли дети разделят судьбу родителей – пьяниц.

1.Безусловно. Если у человека неблагоприятные задатки, они со временем разовьются.

2.Разовьются ли наследственные задатки в устойчивые качества личности – это зависит от обучения, воспитания и самовоспитания.

3.В условиях неблагоприятной среды ребенок с такими задатками обязательно разделит судьбу своих несчастных родителей.

4.Попав в неблагоприятную среду, человек с такой наследственностью скорее станет алкоголиком, чем человек без отягощающей наследственности.

Ответ: _____________________________________.


Вариант3.


1.Инструкция. Определите, к какому фактору относится эта характеристика.

1.Развитие интеллекта.

2.Развитие эмоциональной сферы.

3.Развитие устойчивости к стрессорам.

4.Развитие уверенности себе и самопринятия.

5.Развитие позитивного отношения к миру и принятия других.

6.Развитие самостоятельности и автономности.

7.Развитие мотивации самоактуализации, самосовершенствования.

Ответ: _______________________________________________


2.Инструкция. Выделите качества, которые характеризуют социальную зрелость.

1.Ответственность.

2.Терпимость.

3.Социализация.

4.Саморазвитие.

5.Наследственность.

6.Положительное мышление, отношение к миру.

Ответ:______________________________________________________________


3.Иструкция. Установите соответствие понятий.

А. Система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленная на собственное развитие.

Б.Деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с поставленными целями, идеалами, убеждениями.

В.Процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и выбранных средств.

Ответ:1.Самовоспитание ______, 2.Самообразование ________, 3.Самообучение ________.


4.Инструкция. Определите вариант характеризующий функцию воспитания.

А. Б.

1.Сформированность обществен- 1.Накопление количественных изменений

ной активности. в организме человека.

2.Инициативность. 2.Уничтожение старого и возникновение

нового.

3.Творческие качества. 3.Становление человека как социального

существа, которое происходит в процессе

жизни и деятельности.

4.Организованная деятельность 4.Целенаправленный процесс формирования у

людей заданных качеств.

5.Овладение способами деятельности

6.Изучение личностного «Я»

7.Развитие потенциальных возмож

ностей.


Ответ: _________________________________________________________________


Дополнительные задания.

Данные задания оцениваются отметкой, которая выставляется в журнал.

^ Вариант №1.

Тема: « Развитие, воспитание и социализация личности».

Задание. Составить опорный конспект по теме.


Вариант №2.

^ Тема. Рабочая программа по самовоспитанию

Цель. Учить осмысленно, переводить теоретические знания в практическую плоскость.

Задание. Составить для себя программу по самовоспитанию на ближайший год.

.


Целостный педагогический процесс.

План.

^ 1.Основные педагогические понятия.

2.Понятие о целостном педагогическом процессе.

3. Закономерности педагогического процесса.

4.Функции целостного педагогического процесса.

5.Этапы педагогического процесса.


Методический комплекс по изучению темы.

1.Лекция «Целостный педагогический процесс».

2.Семинар «Педагогические взгляды С.Френе».

3.Практическая работа. Решение педагогических ситуаций.

^ 4.Самостоятельная работа. Диагностическая методика. Познай себя.

5.Наблюдение. Анализ урока с позиции реализации функций обучения.

6.Контроль. Письменная контрольная работа.


1.Основные педагогические понятия.

.Педагогический процесс - это ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

^ Целостный педагогический процесс – это

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


^ 2.Понятие о целостном педагогическом процессе (ЦПП).

Задание. Работая с текстом, перед каждым абзацем, поставьте вопрос.

Вопрос

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учебно-воспитательный процесс является органическим единством процессов обучения, воспитания и развития. Его сущность заключена в передаче педагогами социального опыта и его усвоения воспитуемыми (обучаемыми) посредством взаимодействия тех и других. Он направлен на удовлетворение потребности современного общества в образованных людях, способных решать производственно – экономические, научные и социально – культурные задачи, поставленные временем.

Вопрос ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


В структуре педагогического процесса в качестве основных компонентов выступают обучение и воспитание. Каждый из них, в свою очередь, состоит из множества других взаимосвязанных процессов. Так, в обучении выделяют процесс преподавания и процесс учения, в воспитании – процессы воспитательных воздействий, их восприятие воспитуемыми, самовоспитание и др. К компонентам педагогического процесса относятся цель, задачи, содержание, средства, методы и формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, а также педагогические условия и результаты ЦПП.

Вопрос _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Направленность учебно-воспитательного процесса вытекает из потребностей общества и общей цели воспитания человека. Исходя из нее, определяются частные цели и задачи обучения и развития, а также его содержание. Общая цель конкретизируется в педагогических задачах, включающих образовательное, воспитательное и развивающее содержание, Все компоненты ЦПП тесно взаимосвязаны, поскольку решение образовательных задач невозможно в отрыве от воспитания, а процесс воспитания базируется на создании определенных представлений, опирающихся на соответствующие знания.

^ Вывод по второму вопросу темы. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


^ 3.Закономерности педагогического процесса.

Закономерности педагогического процесса отражают его главные, объективные, повторяющиеся связи. Иными словами, закономерности показывают, что и как связано в педагогическом процессе, что и от чего в нем зависит. Каждый педагог должен очень хорошо понимать и знать их действие. В сложной, большой и динамичной системе педагогического процесса проявляется множество разнообразных связей и зависимостей. Рассмотрим самые важные, которые в учебно-воспитательном процессе должны учитываться, прежде всего.

Задание. Допишите название закономерности по данной ниже характеристике.

Проверить правильность выполнения работы можно по учебнику «Педагогика» Подласого И.П.._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________-_

Величина всех последующих достижений ученика зависит от достижений на предыдущих этапах. Это значит, что педагогический процесс имеет постепенный, «ступенчатый» характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат.

Например. Один ученик в 3 классе умеет хорошо читать и понимает прочитанное, другой в его возрасте имеет проблемы с чтением и пониманием. Кому легче будет учиться в среднем звене? Аргументируйте свой ответ устно.

2._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Темп и уровень развития личности зависит от: наследственности, воспитательной и учебной среды, включения в учебно-воспитательную деятельность, применяемых средств и способов педагогического влияния.

Пример______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эффективность воспитательного воздействия зависит от: интенсивности обратных связей между учениками и педагогами; величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на учеников.

Верно ли высказывание? Если воспитатель и воспитанник общаются чаще, то результат воспитания будет очевиден. .___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит: от интенсивности и качества чувственного восприятия; от логического осмысления воспринятого; от практического применения осмысленного.

Чтобы обеспечить действительно прочное усвоение норм и правил поведения, знаний и умений в Ц П П необходимо объединить эмоции, рассудок и действие.

Например. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Эффективность педагогического процесса обуславливается качеством педагогической деятельности и собственной учебно-воспитательной деятельностью воспитанников.

Докажите, что каким бы талантливым не был учитель, как бы он не стремился научить, но если его действия наталкиваются на равнодушие ученика, значительного результата не будет.


Вывод.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


^ 3.Функции педагогического процесса.

Информация педагога.

Воспитывающая ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Развивающая ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Образовательная ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Социальная ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Вывод. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


^ 4.Этапы целостного педагогического процесса.

Нарисовать схему и озвучить кратко ее. Учебник «Педагогика» автор Подласый И.П..


Вывод._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Семинар.


5420691258745851.html
5420814495864815.html
5420993564497650.html
5421081505356311.html
5421281779110190.html