Файл из библиотеки www azeribook - страница 38

^ 187 Предшествуют суры 74 (45) Kоленопреклонённые, 75 (46) Пески, 76 (22) Предначертанное.
188 Предшествуют суры 78 (16) Обретение, 79 (30) Румы, 80 (11) Худ, 81 (14) Ибрагим, 82 (12) Йусуф, 83 (40) Прощающий, 84 (28) Повествование, 85 (39) Толпы.


189 Сбоку - кораническая строка из суры 81 (14)/4 ^ Ибрагим в напоминание: И каждый говорит на языке своём.

190 Предшествуют суры 89 (34) Саба [Царство Сабейское], 90 (35) Ангелы.


191 Предшествует сура 93 (6) Разъясняемое.

192 Это можно понять двояко: ^ Коран – Книга завершённая, законченная, цельная; или Коран – Книга последняя, конечная, и тем самым Мухаммед, с кем послание явлено, - пророк последний. Но не людям судить о том, что есть в вечности последнее!

193 Эти заповеди, как и другие в Коране, перекликаются с запечатлёнными на скрижалях Мусы. Для удобства восприятия они отмечены в тексте цифрами.

194 Здесь оттенки сакрального и земного характера о тех, кто: а) единобожную веру делит на разные религии; б) разделился внутри веры по сектам; в) берёт из Писаний то, что его устраивает; г) преследует в вере корысть; д) устанавливает между верами состязание, считая одни лучшими, другие – худшими; е) выборочно следует обрядам.

195 Из первой мединской суры 96 (2) ^ Корова отпочкованы суры 95 Алиф, Лям, Мим, 97 Комар, 98 Месяц рамадан, 99 Сыны Исраила, 100 Аль-Курси, или Престол, 121 Часть целого, 122 Кибла и частично - 123 Хадж, Иные в связи с этим могли бы заметить, что Ибн Гасан позволяет себе, мягко говоря, вольности (а то и дерзости, богохульство), коль скоро допускает вмешательство в канонизированный текст - суру Корова, хотя это объяснимо (и можно простить?), ибо тут главенствует хронологическая целесообразность, а тем самым – бережное отношение к ниспосланному Богом. В одной из бумаг Ибн Гасан после первого аята суры Комар: Воистину Бога не смущает, чтоб в притче говорить о комаре, даже о том, что его меньше [ничтожней], - ведь это для уверовавших истина, что явлена их Богом, определяется соотношение названий Корова и Комар как великое и малое.

196 Предшествуют суры 101 (98) Знамение ясное, 102 (64) Самообманы, 103 (62) [Пятничный] сбор.

197 Да будет мне дозволено вторгнуться в высшую тайну явленного Богом, дабы разгадать сокрытый в нём смысл: правомерно ли употребление для того времени такого понятия, как самокритичность?


198 Ибн Гасан разделил эту вторую объёмную суру в каноническом Коране (после ^ Коровы) на три части: собственно Семейство Имрана, а также 107 Бадр и 108 Взывающий.

199 Имран, по Корану, отец Мусы, Гаруна и их сестры Марйам [Марии]. Иудеи и христиане, спорившие с Мухаммедом, укоряли его в слабом знании Писания, что путает обеих Марий – Деву Марйам и сестру Мусы и Гаруна Марйам. Но что Марйам в Коране - сестра Мусы и Гаруна, а не Дева Мария, - заблуждение с точки зрения истории, а здесь - метафора внутреннего родства пророков: Дева Мария – сестра в плане духовном.

200 Далее – более тёмными чернилами, даже другим почерком, будто пишет левша: И да усвоят мусульмане: Коран явлен не потому, что были плохи Ветхий Завет и Новый Завет, а потому, что люди, уверовавшие в них, не стали жить по их заповедям. Мухаммед явлен не потому, что Муса или Иса были хуже. А потому новым напоминанием Бог надеялся – да возьму на душу грех, чтобы произнести: зря надеялся! [?! – Ч.Г.] – заставить людей образумиться. Да не возомнят люди, считающие себя мусульманами, что изначально освобождены [здесь больше подходит гарантированы! – Ч.Г.] от ошибок, греховных поступков, нарушений Его заповедей, как это случалось, в частности, с людьми Писания. Кто знает, не возжелает ли Бог явить нечто новое из Книги Книг, хранящейся у Него на небе? Не пошлёт ли нового пророка, коль скоро не очень желает род человеческий уподобиться Ему по образу мыслей и поступков?

201 Странно, но Ибн Гасан на сей раз сдержался от восклицающего недоумения, что-де здесь вовсе не имеется в виду Иса: отвратятся от тебя - понятие более широкое и объёмное, нежели не примут рассказа об Исе.

202 Ибн Гасан не объясняет причину отсутствия в каноническом Коране суры под названием ^ Бадр, но можно в свете его рассуждений о вмешательстве людей в структуру ниспосланного Богом Корана (изъятия, например, из сур названий Муса и Иса в ситуации конфронтации с иудеями и христианами) высказать предположение, что составители Корана в условиях принятия ислама бывшими врагами Мухаммеда - его сородичами-мекканцами, решили лишний раз не напоминать им об их позоре – войне с Мухаммедом.

203 Предшествующие суры - 108 (3) Взывающий, 109 (61) Выстроенные рядами и 110 (57) Железо.

204 Предшествует сура 112 (4) Вес пылинки.

205 Предшествующие суры - 115 (59) Собранные, 116 (33) Сонмы, 117 (63) Лицемеры, 118 (24) Свет, 119 (24) Мираж в пустыне.

206 Предшествующие суры - 121 (2) Часть целого, 122 (2) Кибла, 123 (22) Хадж, 124 (5) Клятва, 125 (48) Победа, 126 (66) Запрещение, 127 (60) Испытуемая, 128 (110) Помощь, 129 (49) Покои.

207 Эти строки вызвали немало толков по стилю и лексике: Божьи ли слова? Так ли услышано Мухаммедом? Не привнесено ли впоследствии?

208 На многих листах, в том числе здесь, сразу после заглавия - кочующая фраза: Текст обрывается! Не успел завершить! Почерк, хоть подделан под чужой, как ни странно, – Ибн Гасана! Он что же - заранее вписывал эту фразу после каждого фрагмента, боясь, что не сумеет или не дадут ему завершить задуманное? Предчувствия его не обманули.

209 Ч.Г.: Так вышло, будто в этом знамение какое, что количество комментариев Ибн Гасана и моих сносок, во-первых, совпадает, а во-вторых, делится на священные девятнадцать.


5456053308875921.html
5456178582741397.html
5456249240100910.html
5456355671111610.html
5456402846868611.html