ВЕРНИСЬ ТЕМ ЖЕ ПУТЕМ, КАКИМ ПРИШЕЛ - Вопросы, ответы и упражнения


^ ВЕРНИСЬ ТЕМ ЖЕ ПУТЕМ, КАКИМ ПРИШЕЛ.


Г Л А В А 6


Вопросы, ответы и упражнения


Вопрос: Когда нервная система создает защитные структуры вокруг раны или травмы, как

убрать это переживание?


Волински: Триггером для страдания может стать все, что угодно. Если есть отождествление,

«ты» можешь прекратить его, просто оставаться со своим чувством, воспринять

его как энергию и следить за тем, что произойдет.

Нейрофизиологически, если «я» перемещусь от ощущений к образам, созданным

корой головного мозга и направлю внимание на историю, проблема никогда не

будет разрешена. Если я направлю внимание в другую сторону и вернусь тем же

путем, каким пришел, к ощущениям, либо если «ты» вернешься на уровень

ощущений и Я ЕСТЬ, а затем придешь к жизненной силе, предшествующей всем

ощущениям, тогда произойдет изменение. Ощущение предшествует убеждению

(убеждение – это сжатое ощущение).


Вопрос: Когда «ты» «возвращаешься тем же путем, каким пришел», происходит ли

перестройка нервной системы?


Волински: Через какое-то время происходит; но если «я» остаюсь на уровне коры головного

мозга, рождающей истории, их невозможно проработать ни с собой, ни с

другими, потому что это лишь усиливает абстракции, не имеющие ничего общего

с реальностью; они просто сжатые ощущения, а в конечном счете – сжатая

СУБСТАНЦИЯ.

Если мы возвращаемся тем же путем, каким пришли, тогда я возвращаюсь без

намерения от чего-то избавиться или что-то изменить.

Требуется достаточно долгое время, чтобы прейти от убеждений (верх) к

ощущениям (низ), так как нейрологические связи, ведущие из позвоночника

к коре (вверх), в 5 раз сильнее, чем те, которые ведут от коры к позвоночнику

(вниз). Должно произойти нейрологическое переключение и распутывание,

чтобы «осознание» стало стабильным.

Если это правда, то, чем больше «ты» движешься от высших уровней абстракций

(кора) к низшим – ощущениям (позвоночник, или таламус), и, в конечном

счете, к энергии, тем «ближе» «ты» к тому, «что есть» (уровень СУБСТАНЦИИ),

если позже «ты» не возвращаешься назад иным путем (через область коры) и не

делаешь выводов о том, «что есть».


Вопрос: Когда «ты» делаешь выводы, ты опять возвращаешься к своей истории?


Волински: Именно поэтому в нейрологии утверждается, что каждый раз при движении по

направлению к коре миллионы стимулов упускаются, и лишь небольшая их

часть воспринимается.

Каждый раз, когда «я» перемещаюсь с низших слоев к высшим (от позвоночника

к коре), я оказываюсь дальше от ТОГО, ЧТО ЕСТЬ.

Такова неврологическая картина «возвращения тем же путем, каким пришел».

Вот почему «ты» должен снять ярлыки и воспринять их как энергию, затем

снять ярлык с энергии и погрузиться в НЕБЫТИЕ.

Я могу остаться на почве психологических абстракций или духовной истории и

игры – но тогда я застряну в абстракциях.


Вопрос: Кажется, что когда «ты» встречаешься с ощущениями, тогда люди постоянно

уходят в свои истории; и где же они наталкиваются на сопротивление?


Волински: Дело в том, что в нервную систему прочно зашиты борьба-взлет-застревание.

Для организации хаоса нервная система автоматически переключается с

ощущений на мысли и т.д. Иными словами, ради выживания хаос должен

опираться на какую-то причину, историю, разумный довод. Для организации

хаоса нервная система обращается к коре головного мозга. Когда это

происходит, нервная система попадает в область причин-следствий.

Нервная система обладает поисковым механизмом, который в целях выживания

цепляется за все, что угодно, лишь бы избежать хаоса непонимания.


Вопрос: «Ты» говорил в 3 томе «Пути человека», что мысли возникают на личностном

уровне.


Волински: Давайте не перескакивать через уровни. Не существует личных мыслей.

Существует иллюзия, что, когда приходит мысль («Я люблю себя» или «Я

ненавижу себя»), эта мысль принадлежит «я» по имени Стефен.

На психологическом уровне «моя» нервная система создает эту мысль,

представление о Стефене и неизменном «я». Но в действительности

все эти «я» постоянно появляются и исчезают. Они не имеют отношения

лично к «тебе» или к тому «я», которое «ты» называешь «собой».

Оставьте Я ЕСТЬ; отбросьте все остальное.


Вопрос: Как насчет паттернов?


Волински: Не существует такой вещи, как паттерны. Это просто мысль «я», которое верит

в паттерны и видит в них, как ему кажется защитное средство для выживания.

Видеть и верить, что будущее копирует прошлое – трюк ума, привычка, которую

знаменитый философ Дэвид Хьюм, а позже Джон Стюарт Милль, называли

«привычкой ума». Перефразируя их, можно сказать: «Ум [нервная система]

создаст иллюзию и заставит ее изображать, что будущее копирует прошлое,

а также принимать всевозможные меры, чтобы это казалось правдой». Почему?

Потому что это помогает охранить иллюзию контроля, а, значит, и лучшего

выживания в будущем. Если я представлю себе, что будущее копирует прошлое,

тогда «я» (воображаемое) посредством знания прошлого (как в психотерапии)

сможет контролировать будущее (отношения, деньги и т.д.) и лучше выживать.


Не существует паттернов, независимых и отдельных от воспринимающего и наблюдателя паттерна.

^ «ВЫ НИКОГДА НЕ ВОЙДЕТЕ ДВАЖДЫ В ОДНУ ТУ ЖЕ РЕКУ»

Гераклит

Твой ум (нервная система) заставляет «тебя» думать, что это та же самая река; это не та же самая река.

По этой причине у психологии столько проблем. Фрейд был прав на психологическом уровне, утверждая, что нервная система «организует травму в цепи подобных ранних событий», чтобы «ты» лучше выживал; но это не точное описание структуры.


^ КАЖДЫЙ МОМЕНТ – НОВЫЙ МОМЕНТ В ПРОСТРАНСТВЕ-ВРЕМЕНИ


Иллюзия, что у «я» есть проблемы в 2000 году, потому что мать не любила «меня» в 1950-м – чушь.


^ ВОСПРИНИМАЮЩИЙ ПАТТЕРН – ЭТО ЧАСТЬ ПАТТЕРНА


Паттернов не существует; воспринимающий паттерн – это часть паттерна. Воспринимающий паттерн воспринимает паттерн, которого нет.

Когда мы понимаем, что воспринимающий паттерн, сам паттерн и «осознающий» паттерн образованы из одной и той же ИЗНАЧАЛЬНОЙ СУБСТАНЦИИ, тогда все они исчезают, словно облачко дыма. «Паттерны» и «тело» – умозаключения, возникшие после события; их цель – усилить механизм выживания, либо заставить «кого-то» верить в иллюзию, что они СУЩЕСТВУЮТ и БУДУТ СУЩЕСТВОВАТЬ.


^ Катастрофа Декарта


Знаменитое высказывание Декарта: «Я мыслю – следовательно, Я СУЩЕСТВУЮ» оказала огромное влияние на западный мир, большее, чем можно описать в этой книге.

Однако, в свете нейрологии 2001 года, это утверждение представляется совершенно неточным.

«Я», созданное нервной системой после того, как переживание уже случилось, является образом, представляющим себе, что он существовал, существует и будет существовать. Но «я», созданное нервной системой, – это всего лишь образ, результат химических реакций. Можно сказать, что «Я ЕСТЬ» появляется и считает себя существующим и мыслящим; однако это только видимость, его нет. В качестве сравнения рассмотрим Н2О (воду). Если мы добавим к двум частям водорода одну часть кислорода, появится вода. Точно так же при смешении некоторых элементов появляется «я». «Ты» можешь спросить: «Кто существовал до появления “я”? Кто существовал до возникновения Я ЕСТЬ? Кто существовал до появления “осознающего”?»


Перефразируя Нисаргадатту Махараджа, можно сказать: «Меня спрашивают, кто будет моим наследником. Мой наследник возникнет из моего тела, моей спермы; а что такое мое тело? Мое тело создано из пищи и “ты” (“я”) создан из пищи, потому что “я” появляется из тела. А что такое квинтэссенция пищи? Сперма (сексуальная текучая среда). Итак, все вы – сгустки спермы; чем же вам гордиться?»


^ Созидательный импульс


Причинно-следственная привычка настолько сильна, что люди видят этот мир и его устройство, а затем задним числом обосновывают его и делают вывод, что должен существовать некий творец, создавший его.

На уровне объектов появляются тело, нервная система и Я ЕСТЬ. Появляется невербальное Я ЕСТЬ; это самая примитивная часть нервной системы. Поэтому уровень объектов появляется вместе с образованием нервной системы. Я ЕСТЬ, не имеющее мыслей, воспоминаний, эмоций, ассоциаций, восприятия, внимания и намерений, является пробным камнем, оселком между воспринимаемым (воображаемым) миром, появляющимся посредством восприятия и нервной системы (не воспринимающего «Я») и ТОЙ СУБСТНЦИЕЙ. «Йога-сутра» так говорит об этом:


«Принцип Я ЕСТЬ – свидетель тела и ума в форме осознания, чистое одинокое сознание. Это чистое осознание, чистое сознание, и все же оно видит сквозь окраску механизма восприятия, иначе говоря, через игры ума и ощущений в относительной Вселенной. Практикуя различные степени йоги для разрушения нечистоты (мысленных конструкций), можно достичь духовных озарений… осознания универсального Я ЕСТЬ за пределами индивидуального или личного “я есть”» (Мишра, «Руководство по психологии йоги», стр. 406).


УПРАЖНЕНИЕ 3


Посмотрите на предмет в комнате; затем отведите от него свое внимание – до всяких мыслей, идей, знания, информации, которые были у «вас» об этом предмете. (Сингх, «Виджнянабхайрава»).


(Осознайте невербальное Я ЕСТЬ, пребывающее прежде всех умозаключений).

УПРАЖНЕНИЕ 4


Осознайте ощущение, затем отведите от него свое внимание до этого ощущения, также до любых мыслей, идей, знания, информации, которые были у «вас» об этом ощущении.


(Осознайте невербальное Я ЕСТЬ, пребывающее прежде всех мыслей, воспоминаний, эмоций, ассоциаций, восприятия, внимания и намерений).


^ КОГДА УМ НАПРАВЛЯЕТСЯ НА САМОГО СЕБЯ,

ТЫ ВОЗВРАЩАЕШЬС ТЕМ ЖЕ ПУТЕМ, КАКИМ ПРИШЕЛ


Вопрос: Как насчет техник диагностики в «Учебнике по диагностике и статистике

психических расстройств», эннеаграмм и т.д.?


Волински: Все это лишь усиливает процесс абстрагирования; по существу, категоризация

олицетворяет недифференцированную нервную систему. Психология работает с

клиентами, нервная система которых недифференцирована. Для них все мужчины

похожи на папу, все женщины – на маму, и т.д. Дифференцированная нервная

система способна видеть различия, а не только сходство. Диагнозы и эннеаграммы

по большей части, если не всегда, видят только сходство, что свидетельствует о

недифференцированной нервной системе, создающей все более абстрактные

схемы и все дальше уходящей от «того, что есть».


Поэтому на неврологическом и психологическом уровнях мы можем сказать:

«Чем выше степень различения, тем крепче здоровье». Почему? Потому что

СЕЙЧАС, в этот момент пространства-времени нет ни ярлыков, ни описаний,

ни выводов – а, значит, ближе связь с «тем, что есть».

Чем меньше дифференциация нервной системы, тем больше категорий, схем,

классификаций, рамок и т. д. она создает. Нервная система пытается придать

каждому сходство с кем-то другим, и в результате оказывается все дальше

от «того, что есть».


Ученик: Когда появляется намерение?


Волински: Я не верю, что люди заявляют о своих намерениях и мотивациях, потому что

они всегда честны. Существует терапия, утверждающая, что все мысли и т.д.

имеют позитивное намерение или полезную цель.

Это абсурд. На психологическом уровне мысли руководствуются инстинктом

выживания, потому что они образованы телом и нервной системой ради

выживания – в том числе и концепция, что все мысли имеют позитивное

намерение или полезную цель.

Если мы замедлим процесс, то обнаружим, что все вербализации рождаются в

коре головного мозга уже после свершившегося события, лишь для того, чтобы

объяснить и обосновать его.


Ученик: Но я знаю по собственному опыту, что, когда задаешь мысли вопрос: «В чем твое

позитивное намерение или полезная цель?» – у нее всегда есть позитивное

намерение.


Волински: Конечно, есть. Для этого существуют две причины: во-первых, сам вопрос уже

подразумевает и вытаскивает положительный ответ. Во-вторых, «ты»

просишь человека после свершившегося события найти позитивную причину его

действий. То есть, подразумевается, что такая причина существует. Более того,

намерения – это часть вибрации, появившейся прежде действия, и «я» осознает

уже свершившееся действие. Намерения предшествуют появлению «я». Кто-то

даже сказал, что, если «ты» хочешь знать, каким было «намерение», (не у «я»,

поскольку «я» появилось позже), просто посмотри на результат. Намерение

появляется на невербальном уровне, прежде появления «я», которое осмысливает

и обосновывает, почему же так случилось.

Давайте рассмотрим это на примере. Гитлер хотел убить всех евреев. В чем было

его позитивное намерение?


Ученик: По его мнению, очистить мир.


Волински: А в чем было его негативное намерение?


Ученик: Получить их деньги и собственность.


Волински: В чем было его позитивное намерение?


Ученик: Сделать Германию более арийской, более сильной, дать ей большую

территорию.


Волински: В чем было его негативное намерение?


Ученик: Уничтожить тех, кого он считал врагами, а для этого найти козлов отпущения

и объединить остальных людей против них.


Волински: Итак, сама форма вопроса задает контекст для ответа, и побуждает выбрать тот

ответ, который заключен в самом вопросе. Кроме того, вопрос предполагает

наличие «я», обосновывающего происходящее.


Ученик: Скажем, так: «я» хочет занять какое-то место; может быть, у «я» есть

намерение возникнуть еще до возникновения «я»?


Волински: ^ КАЖДЫЙ МОМЕНТ КАЖЕТСЯ НОВЫМ ВНЕ-ВРЕМЕННОМУ

«СЕЙЧАС». Возникновение «я» после действия уже совершилось. Само «я»

лишено права голоса. Оно появляется как часть намерения волны, а затем это

«я» заявляет: «Это “мое” намерение, “я” это создал». Прибегая к метафоре,

можно сказать, что, если вначале существует океан, затем в результате

движения появляются волны (намерения), затем, в результате намерения волн,

появляется капля воды («я») и говорит: «А теперь я решила отправиться на

берег». Но волна (намерение) предшествовала появлению этой капли – «я» уже

движется к берегу. Появление «я» ничего не добавило к этому процессу;

появление «я» предполагает, что некий деятель совершает то, что, на самом

деле, уже совершилось. Это иллюзия. Все уже произошло к тому моменту,

когда появляется «я» и заявляет о своем намерении. Один ученик сказал, что,

будучи в состоянии «вне-временного сейчас», он мог подойти к двери, чтобы

открыть ее и выйти наружу, и внезапно ему могла прийти в голову мысль:

«Мне нужно выйти отсюда».

Чистое намерение до-вербально; это движение, о котором невозможно узнать,

пока не появится «я». Поэтому не может быть такой вещи, как намерение «я».

Намерение, подобно волне, возникает прежде, чем «я» (капля воды) даже

узнает о волне и ее движении.


«Найди того, кто знает». Нисаргадатта Махарадж спросил меня: «Кто он – тот, кто знает о том, что ты родился? Найди его». «Я» думал, что он существовал – «знаток», знавший о том, что я родился. Но когда «ты» ищешь его, его нет. После наблюдения и осознания все исчезает, подобно миражу в пустыне, и мы «возвращаемся тем же путем, каким пришли».

Каждый знающий обладает ограниченным знанием. Когда «ты» смотришь на знающего, он растворяется. А «ты» становишься «ближе» к СУБСТАНЦИИ. Когда «ты» выходишь за пределы знающего-познаваемого, приходит понимание того, что не существует ни знающего, ни познаваемого.


Ученик: Как насчет суждений или ценностей?


Волински: Суждения присущи коре головного мозга по самой природе. Многие философы-

экзистенциалисты считают, что суждения – часть человеческой обусловленности,

и это нормально. Если «ты» попытаешься изменить суждение или судью, «ты»

окажешься дальше от «ТОГО, ЧТО ЕСТЬ» и от «РЕАЛЬНОСТИ». Чем больше

абстракций мы изобретаем, тем сильнее власть миража, в котором мы

оказываемся. ^ Мы пытаемся вернуться тем же путем, каким пришли.


Ученик: Кажется, что легче подняться к абстракциям, чем спуститься и вернуться тем же

путем, каким пришли.


Волински: Да, потому что во много раз больше нейрологических связей идут снизу (от

позвоночника) вверх (к коре), чем сверху вниз.


Ученик: Как же мне вернуться назад тем же путем, каким я пришел? Мне кажется,

что появляется все больше и больше мыслей и субличностей.


Волински: Найди того знающего, который знает о мыслях и субличностях, и спроси, какой

знающий знает о них.


Ученик: Ум.


Волински: А если бы знающий об уме и ум были образованы из ЕДИНОЙ СУБСТАНЦИИ?


Ученик: ____________________ (Молчание)________________________


Волински: Это молчание предшествует умозаключениям; это – безмолвное Я ЕСТЬ.

Это иллюзия: что «я», знающее об уме, создано из иного сознания, чем

концепция по имени УМ. Х. Х. Далай-Лама сказал: «Ум, свободный от ума».

Когда ты понимаешь, что они являются одним и тем же, «ты» осознаешь «ум,

свободный от ума».

Когда Нисаргадатта Махарадж сказал: «Кто этот знающий? Найди его», «я»

подумал, что существует какой-то знающий, но, в действительности, после

исследования и знающий, и познаваемое, и процесс познания исчезли; они

стали одним целым.


Ученик: Я нахожусь здесь; «я» могу видеть и чувствовать это; как «ты» можешь говорить,

что «меня» нет, или что «я» иллюзорен?


Волински: Давай сначала попробуем понять, что ТЕБЯ НЕТ. Во-первых, пойми, что нервная

система занимается абстрагированием и отбором, так что «твои» глаза видят

некий абстракт, или выжимку, ТОЙ ЕДИНОЙ СУБСТАНЦИИ.


Ученик: Да, «я» могу понять это умом.


Волински: Очень хорошо для начала. Теперь давай поговорим о воспринимающем. То, что

«ты» называешь своей рукой – также абстракция на микроскопическом уровне;

образ руки – абстракция воспринимающего.


Ученик: Да.


Волински: Теперь начнем с СУБСТАНЦИИ и пройдем через все уровни,

предшествующие Я ЕСТЬ, на которых есть Не-я и Не-ты.


Ученик: Хорошо.


Волински: Если мы определим мираж как иллюзию, созданную нервной системой

воспринимающего (на одном уровне), СУБСТАНЦИЯ на других уровнях

заставляет что-либо показаться, подобно воде в пустыне, из НЕБЫТИЯ

(так как его здесь нет). Разве это не мираж, не обман зрения, не иллюзия?!!


Ученик: И поэтому «я» здесь, а Я ЕСТЬ и тело лишь кажутся существующими

воспринимающему, или Я ЕСТЬ?


Волински: Да. Отсюда и история о мастере дзен, который после «достижения» воскликнул:

«Где же мое тело?»


^ ЕСЛИ В ЛЕСУ ПАДАЕТ ДЕРЕВО,

А НИГДЕ НИКОГО НЕТ…

ИЗДАЕТ ЛИ ОНО ЗВУК?


Ответ: Нет, без того, кто воспринимает этот звук, без нервной системы, отмечающей это

событие и говорящей: «Это звук», звука не существует.


Великая иллюзия – что воспринимающий тело, или даже «осознающий» тело отличается от тела. Оба являются продуктами нервной системы и возникают лишь после того, как нейропередатчики (флюиды, согласно терминологии Нисаргадатты Махараджа) собираются вместе и образуют Я ЕСТЬ.


^ НЕРВНАЯ СИСТЕМА САМА СЕБЯ ОЧИЩАЕТ


Нервная система периодически очищается или освобождается – много раз в секунду. Нируддха самадхи (см. часть 3: «Спанда») осознает эту пропасть. Когда «ты», в конце концов, замечаешь эту пульсацию: пропасть-мысль-пропасть-мысль-пропасть-мысль, тогда «ты» осознаешь, что «я», которое «ты» считаешь «собой», тоже исчезает в этой пропасти (пропадает). «Обычно» «ты» не понимаешь этого, потому что в пропасти ТЕБЯ НЕТ. Это объясняет, почему, когда Коржибски задавали вопрос, он показывал, в каком месте структурной дифференциальной диаграммы «ты» находишься (на уровне объектов, умозаключений и т.д.), и таким образом, насколько это было возможно, удерживал спрашивающего на невербальном уровне.


Ученик: Это похоже на то, словно мы перемещаемся между разрушением и творением.

Волински: Не существует ни разрушения, ни творения, лишь вспышка-угасание, которое

называется на санскрите нимеза-немеза. Но мы не замечаем исчезновения, потому

что в это время нас не существует. (см. части 2 и 3: «Спанда»).


5458930629221374.html
5459006000224673.html
5459294836991623.html
5459390885101375.html
5459595716015150.html